Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ "Порецкий детский сад "сказка" рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
- обеспечение условий для реализации прав воспитанников с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с воспитанниками с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей воспитанников с ОВЗ;
- расширение материальной базы и ресурсного обеспечения ДОУ для организации обучения детей с ОВЗ;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
Обучение детей с ОВЗ
К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ОВЗ перечислены в Национальной стратегии действий в интересах детей.
Они предусматривают:
- создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь его родителям;
- обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе;
- законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;
- внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование.
Отдельные требования к качеству образования для детей-инвалидов предъявляет ГОСТ Р 52142-2003. Согласно стандарту условия для детей-инвалидов должны быть созданы с учетом их физического состояния, характера инвалидности и обеспечивать необходимые удобства в процессе воспитания и обучения. Специальные образовательные программы должны быть составлены с учетом способности того или иного ребенка-инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания и обучения.
Нормативно-правовые документы
Постановление №320 от 08.12.2016 г. "Об обеспечении бесплатным питанием детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях Порецкого района Чувашской Республики"
Положение об Организации работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами
Обеспечение доступа в здание
образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья
МБДОУ «Порецкий детский
сад «Сказка» Порецкого района Чувашской Республики имеет одно отдельно стоящее здание
1992 года постройки. Входная площадка имеет навес, и звонок
при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым
табло "Выход", видеонаблюдением. Дет и - инвалиды посещают детский
сад с родителями. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено
сопровождающее лицо.
Наличие оборудованных учебных кабинетов,
объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта,
средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
СВЕДЕНИЯ
О НАЛИЧИИ ОБОРУДОВАННЫХ ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
В
учреждении оборудовано 2 групповых помещений, в том числе оборудованных для
проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и
воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья.
В
состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и
хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема
пищи), спальня (на первом этаже в группах), кровати в группах (второй этаж),
буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды),
туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью,
оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями
воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.
ОБЪЕКТЫ
СПОРТА
В
детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности
детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения
функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и
способностей. (имеется спортивная площадка на улице, в помещении занятия
проводятся в музыкальном зале))
Оборудование
и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям
гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий
отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту.
ОБЪЕКТЫ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Кабинет учителя-логопеда
В
ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми.
Кабинета педагога-психолога
В
кабинете педагогом-психологом проводятся
индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и
эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической
готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей.
Деятельность педагога-психолога
направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья
детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному
развитию способностей каждого ребенка.
Музыкальный
зал
Музыкальный
зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития
детей дошкольного возраста. Здесь проводятся ООД, досуги, праздники, утренники
и развлечения.
Музыкальный зал оснащен
современным оборудованием: пианино,
музыкальный центр, учебно-методическими материалами: оборудованием
для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами
(металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки). Создана
фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал. Музыкальный зал оснащен
современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
СРЕДСТВА
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Средства
обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения
образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС дошкольного
образования к условиям реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических,
материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение
воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства
обучения подразделяются на следующие виды:
-печатные
(учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради,
раздаточный материал и т.д.)
-электронные
образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа
мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные
универсальные энциклопедии и т.д.)
-аудиовизуальные
(слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные
фильмы на цифровых носителях).
-наглядные
плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
-демонстрационные
(гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
-спортивное
оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
БИБЛИОТЕКА
Отдельного
помещения нет, литература находится в методическом кабинете: учебная и методическая
литература, периодическая печать, детская художественная литература. В фойе
детского сада обустроена свободная библиотека для свободного
пользования литературой как воспитанниками, родителями и педагогами, так и
детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ.
Методический кабинет
Методический
кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного
процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой,
мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с
образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное
развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое
развитие.
Средства
обучения и воспитания сформированы по видам:
-
методическая литература;
-наглядно-методические
пособия;
-дидактические
пособия;
-наглядно-дидактические
пособия;
-наглядные
пособия.
Условия питания обучающихся, в том числе
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В
МБДОУ «Порецкий детский сад «Сказка» Порецкого района Чувашской
Республики организовано сбалансированное питание в соответствии с
примерным 10 - дневным меню, утвержденным заведующим ДОУ.
Питание
воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно -
эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным
Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г. Создание отдельного
меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не
осуществляется.
Доступ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Количество
компьютеров в ДОУ, подключенных к сети "Интернет" - 2 точки, в том
числе для учебно-вспомогательного целей - 1;
Локальная
сеть обеспечена доступом к сети "Интернет" скорость подключения - 10
Кбит/сек. Оказание данных услуг осуществляется провайдером ООО «Ростелеком»
Разработан и действует сайт МБДОУ «Порецкий детский сад «Сказка» Порецкого района Чувашской Республики https://skazka-porezk.edu21.cap.ru
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для
слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к
которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Электронные
образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том
числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным
ресурсам не предусматривается.
Наличие специальных технических средств
обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
В
нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и
индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья:
-
ноутбук;
-
музыкальный центр;
-
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на
общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
О наличии общежития, интерната, в том
числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для
иногородних обучающихся, формирование платы за проживание в общежитии
Наличие общежития,
интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья - не предусмотрено.