Особый ребенок

  

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ "Порецкий детский сад "сказка" рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

  1. обеспечение условий для реализации прав воспитанников с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  2. организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с воспитанниками с различными формами отклонений в развитии;
  3. сохранение и укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  4. создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей воспитанников с ОВЗ;
  5. расширение материальной базы и ресурсного обеспечения ДОУ для организации обучения детей с ОВЗ;
  6. совершенствование системы кадрового обеспечения.
Обучение детей с ОВЗ

К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?

Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ОВЗ перечислены в Национальной стратегии действий в интересах детей.
Они предусматривают:

  1. создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь его родителям;
  2. обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе;
  3. законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;
  4. внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

Отдельные требования к качеству образования для детей-инвалидов предъявляет ГОСТ Р 52142-2003. Согласно стандарту условия для детей-инвалидов должны быть созданы с учетом их физического состояния, характера инвалидности и обеспечивать необходимые удобства в процессе воспитания и обучения. Специальные образовательные программы должны быть составлены с учетом способности того или иного ребенка-инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания и обучения.


Нормативно-правовые документы

Постановление №41 от 09.02.2016 "Об утверждении Правил предоставления средств из бюджета Порецкого района Чувашской Республики на частичное возмещение расходов организаций по обеспечению льготным питанием детей, осваивающих образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях Порецкого района Чувашской Республики"

 

Постановление №320 от 08.12.2016 г. "Об обеспечении бесплатным питанием детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях Порецкого района Чувашской Республики"

 

Положение об Организации работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами


Паспорт доступности

 Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

     МБДОУ «Порецкий детский сад «Сказка» Порецкого района Чувашской Республики имеет одно отдельно стоящее здание 1992 года постройки.   Входная площадка имеет навес, и звонок при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход", видеонаблюдением. Дет и - инвалиды посещают детский сад с родителями. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

 

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 

СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ОБОРУДОВАННЫХ ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

   В учреждении оборудовано 2 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня (на первом этаже в группах), кровати в группах (второй этаж), буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.

 

ОБЪЕКТЫ СПОРТА

    В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. (имеется спортивная площадка на улице, в помещении занятия проводятся в музыкальном зале))

 Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту.

 

ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Кабинет учителя-логопеда

   В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми.  

Кабинета педагога-психолога

    В кабинете   педагогом-психологом  проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей.

   Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.  

 

Музыкальный зал

 Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся ООД, досуги, праздники, утренники и развлечения.

Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: пианино, музыкальный центр,  учебно-методическими материалами:  оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки). Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал. Музыкальный зал оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.

 

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

     Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС дошкольного образования  к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Средства обучения подразделяются на следующие виды:

-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)

-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)

-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).

-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).

-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).

-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).

 

БИБЛИОТЕКА

    Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература. В фойе детского сада обустроена свободная библиотека  для свободного пользования литературой как воспитанниками, родителями и педагогами, так и детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ.

 

Методический кабинет

    Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

   Средства обучения и воспитания сформированы по видам:

- методическая литература;

-наглядно-методические пособия;

-дидактические пособия;

-наглядно-дидактические пособия;

-наглядные пособия.

 

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

   В МБДОУ «Порецкий детский сад «Сказка» Порецкого района Чувашской Республики организовано сбалансированное  питание в соответствии с примерным 10 - дневным меню, утвержденным заведующим ДОУ.

    Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.

 

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

   Количество компьютеров в ДОУ, подключенных к сети "Интернет" - 2 точки, в том числе для учебно-вспомогательного целей - 1;

Локальная сеть обеспечена доступом к сети "Интернет" скорость подключения - 10 Кбит/сек. Оказание данных услуг осуществляется провайдером ООО «Ростелеком»

   Разработан и действует сайт МБДОУ «Порецкий детский сад «Сказка» Порецкого района Чувашской Республики https://skazka-porezk.edu21.cap.ru 

Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

 

 

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

    Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.

 

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

   В нашем детском саду  имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- ноутбук;

- музыкальный центр;

- Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

 

О наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формирование платы за проживание в общежитии

    Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не предусмотрено.


Прикрепленные файлы

doc
Постановление №320 от 08.12.2016 г. "Об обеспечении бесплатным питанием детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях Порецкого района Чувашской Республики".doc 70,5 Kb 11.11.2021
pdf
Положение об Организации работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами .pdf 723,81 Kb 11.11.2021
pdf
Индивидуальная программа работы с воспитанниками.pdf 966,69 Kb 11.11.2021
pdf
Адаптированная основная образовательная программа. дошкольного образования.pdf 755,52 Kb 11.11.2021
pdf
Постановление №41 от 09.02.2016 "Об утверждении Правил предоставления средств из бюджета Порецкого района Чувашской Республики на частичное возмещение расходов организаций по обеспечению льготным питанием детей, осваивающих образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях Порецкого района Чувашской Республики" .pdf 432,47 Kb 11.11.2021
pdf
Паспорт доступности .pdf 964,22 Kb 11.11.2021