Тихая, тёплая, нежная
осень
листья увядшие всюду
разносит,
красит в лимонный,
оранжевый цвет.
На тротуары, газоны,
аллеи
их она сыплет, ничуть
не жалея…
Осень – одно из
благоприятных времён года для наблюдений за изменениями в природе и осуществить
их можно на прогулке. Ведь прогулка для детей всегда интересное событие. Это
источник нового опыта и впечатлений. Осеннее ненастье, конечно же, сокращает
время пребывания на свежем воздухе, но пасмурная погода – не причина сидеть
дома. Достаточно собрать игрушки, выбрать подходящий маршрут, позвать друзей и
можно отправляться гулять.
Сколько же
увлекательного, полезного, интересного узнали и увидели дети, путешествуя по
территории детского сада, получили новые знания об окружающем, что вызвало у
детей радостные крики, восторг, удивление. Дети наглядно увидели осенние
изменения в природе, например, листопад. Как же интересно наблюдать вместе с
детьми за листопадом, обращая внимание на то, с каких деревьев листья облетают
раньше, а на каких держатся дольше, любоваться красотой листопада, проговаривая
слова: «Падают, падают листья в нашем саду листопад!». Узнали о том, почему
осень называют «золотой»? В это время года деревья празднуют свой последний
бал.
Какое же дерево
самое красивое? — спросила у детей. «Берёзка!», хором произнесли дошколята,
остановились возле неё, полюбовались её красотой, с нежностью обняли и
прикоснулись головками к её стволу. Рябинка словно притянула своим веточкам с
красными, ажурными листочками. Как же хочется постоять под ними, уцелевшими от
ветра и дождей листочками. Да и другие кустарники привлекли внимание детей
своей яркой, колоритной окраской листьев, что не остановиться возле них просто
невозможно. Самая красивая осенняя пора! С приходом осени листья растений
меняют окраску. Деревья желтеют не все сразу, они меняют цвет по очереди,
подготавливаются к зимним холодам.
Наблюдения за
живой и неживой природой, за природными сезонными изменениями развивают у детей
память, внимание, воспитывают бережное и вдумчивое отношение к окружающему
миру. Ребёнок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать
природные явления и связь между ними. Рассматривая, обдумывая, сравнивая,
сопоставляя, ребёнок одновременно развивает речь и мышление. «Если хотите
научить ребёнка логически мыслить – ведите его в природу», советовал известный
русский педагог и писатель К. Д. Ушинский.
Общение с
природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые учат малыша
любоваться яркими красками неба, красивой окраской и формой листьев, слушать
красивые звуки в природе, — у ребёнка разовьётся чувство прекрасного, он будет
радоваться красоте и глубине, познавая окружающий мир. Общение с живой природой
даёт ребёнку более яркие представления, чем самая прекрасная книга с
картинками. И как был прав, знаменитый французский философ и писатель, отмечая:
«Даже наималейшее наслаждение, даруемое нам природой, – это тайна, непостижимая
уму».